Основная образовательная программа дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Карачуринская НОШ»  Чебоксарского муниципального округа  Чувашской Республики (далее - Программа) охватывает возраст детей от 2 года до 7 лет.

Группы комплектуются с учетом возраста детей. Общая численность воспитанников  - 67,  от 2 до 7 лет.
Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия художественной литературы и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.

Программа сформирована с учётом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
1. Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, формирование образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
3. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
4. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
5. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
6. Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
7. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
8. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
9.  Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:
1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание программы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале).
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 
7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
9. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития лич¬ного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
10. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами  и возможностями, осуществляется   этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
11. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования для обеспечения к концу дошкольно¬го детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе; соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько усвоения детьми определенного объема информации, знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольно¬сти и др.
12. Принцип системности, который означает, что Программа представляет собой целостную систему высокого уровня (все компонен¬ты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы).
13. Принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам чувашской культуры и культуры народов Поволжья.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями.

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (далее – Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
•социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
•речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
•физическое развитие.

Вариативная часть организационного раздела представлена описанием:
• особенностей организации образовательного процесса в МБОУ в соответствии с гендерным подходом и учетом национально-культурного содержания;
•взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;
•взаимодействия МБОУ с социальными партнерами.

Выбор программ, методических пособий, технологий из вариативного перечня осуществляется с учетом реализации задач обязательной части и части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса по основным направлениям развития ребенка (образовательным областям), ориентированным на возрастную категорию детей и индивидуальные особенности их психофизического развития.

Вариативная часть учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, представлена следующими парциальными программами и технологиями:

Образовательная область. Социально коммуникативное развитие.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.»Безопасность», «Детство-Пресс»,2002.
2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социаль¬но-эмоциональному развитию детей дошкольного возрас¬та.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с
Образовательная область Познавательное развитие
3. Гин. С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск,2008
4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюзинера для работы с детьми 3-7 лет / М.: Мозаика – Синтез, 2010. 
5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
6. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог», С.Н. Николаева.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Образовательная область Речевое развитие
7. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, О.С.Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера»,2006.
8. Полянская Т. Б.  Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО– ПРЕСС», 2009. – 64 с.
9. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника– М.: ТЦ «Сфера»,2008
10. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи– М.: ТЦ «Сфера»,2011
11. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи речи для детей 5-7 лет– М.: ТЦ «Сфера»,2011
12. Çăлкуç. Родник: хрестоматия. Чебоксары: ЧРИО. 2006г.
Образовательная область Художественно - эстетическое развитие
13. Васильева Л. Г. Загадочный мир узоров. – Чебоксары: «Новое время», 2005.
14. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. – Чебоксары: Издательство ЧРИО, 2002.
15. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства/Л.Г. Васильева–– Чебоксары:  Издательство ЧРИО, 1994.
16. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»:  примерная парциальная образовательная программа/Л.Г. Васильева – Чебоксары: Чебоксарское книжное издательство, 2015.-86с.
17. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой – Чебоксары: Издательство Л.А. Наумова, 2006.-204с.
Образовательная область Физическое развитие
18. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ._М.:ТЦ Сфера, 20018.-160с.
19. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа/  И.В.Махалова – Чебоксары: Чебоксарское книжное издательство, 2015.- 79с.
20. Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду. Чебоксары: Новое время, 2006.
21. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. Чебоксары, 2003

В Программе также представлено взаимодействие МБДОУ с социумом. Система сетевого взаимодействия имеет возможность поддержки развития детской одарённости, создание условий  для формирования ранних профессиональных устремлений, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.

Процесс социализации личности ребенка осуществляется в тесном контакте с Карачуринской сельской библиотекой Чебоксарского района Чувашской Республики.
В настоящее время в МБДОУ решается задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, современных подходов к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, анкетирования родителей и педагогов МБДОУ на тему социального партнерства МБДОУ и семей воспитанников в МБДОУ разработана модель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников на основе социального партнерства. Модель отражает специфику организации процесса взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ

В Программе также представлены:
•характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
•особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.